Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

Противодействие коррупции

Коррупция – это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.

Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп. Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.

Один из основных законов – это Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Однако он далеко не единственный.

Для госорганов принято множество других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции.

Профилактика коррупции – это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.

Исходя из этих мер в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также необходимо проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.

Борьба с коррупцией, так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).

Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:

с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);

Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002    № 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ).

Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:

- разработка и принятие антикоррупционной политики организации;

- назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;

- оценка коррупционных рисков;

- выявление и урегулирование конфликта интересов;

- установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;

- проверка контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;

- антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;

- информирование, консультирование и обучение работников по вопросам предупреждения коррупции;

- установление каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и соцсетях);

- внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;

- взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;

- участие в коллективных антикоррупционных инициативах;

- мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.

Введена уголовная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу.

Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесен ряд изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).

 Так, в УК РФ введена новая ст. 201.2: нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние предусмотренное ч. 1 или ч. 2.1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа).

 Часть 1 данной статьи предусматривает максимальное наказание в виде штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 201.2 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

 Квалифицирующим признаком данного преступления является нарушение условий государственного контракта либо условий договора по государственному оборонному заказу, повлекшее причинение РФ ущерба в сумме, составляющей не менее 5 процентов цены таких контрактов либо договора, но не менее пяти миллионов рублей. Также еще одним квалифицирующим признаком является невыполнение задания государственного оборонного заказа.

 В примечании к ст. 201.2 УК РФ отмечено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 201.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий государственного контракта либо договора по государственному оборонному заказу.

Особенности установления судом отдельных видов административных ограничений.

Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ) в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, а также для защиты государственных и общественных интересов в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

 Административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений (правонарушений) лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, путем наблюдения органами внутренних дел за соблюдением лицом таких ограничений.

 К ним, в частности, относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

 Вопросы, возникающие у судов при установлении административных ограничений подробно исследованы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

 Такое административное ограничение как запрет пребывания в определенных местах устанавливается судом с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания. Так, запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков устанавливается в случае совершения лицо преступления в состоянии алкогольного опьянения.

 В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел.

 В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.

 При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

 При этом судами следует иметь ввиду, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений (правонарушений), а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо.

Законом предусмотрена ответственность за клевету

Федеральным законом от 30.12.2020 № 513-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введена в действие статья 5.61.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

 Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до трех миллионов рублей.

 Следует отметить, что субъектом указанного административного правонарушения является юридическое лицо.

 Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61.1 КоАП РФ, возбуждаются только прокурором. В связи с чем, в случае нарушения прав необходимо обратиться с заявлением в органы прокуратуры. При этом следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца.

 Ответственность за клевету физических лиц по-прежнему предусмотрена ст. 128.1 Уголовного кодекса.

 Напоминаем, что с 10 января 2021 г. ужесточена ответственность за клевету, высказанную в публичном пространстве в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 538-ФЗ "О внесении изменения в статью 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

 Предусмотрены квалифицирующие признаки клеветы – клевета, совершенная публично с использованием Интернета, а также клевета в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных. Также дополнена санкция указанной статьи.

Продлена программа поддержки многодетных семей, благодаря которой они могут получить от государства 450 тыс. рублей на погашение ипотеки

Правительство Российской Федерации продлило программу поддержки многодетных семей, благодаря которой они могут получить от государства 450 тыс. рублей на погашение ипотеки.

Теперь действие программы будет распространяться на семьи, где третий или последующий ребёнок родился в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

Ранее этот период заканчивался 31 декабря 2022 года.

При этом срок заключения кредитного договора для таких семей также продлевается на год вперёд – до 1 июля 2024 года. Таким образом, ещё больше многодетных семей смогут рассчитывать на эту меру поддержки.

На один уровень выше